Как внутренние водные пути стали важнейшим фактором развития экономики Поднебесной и что из себя представляет система речных перевозок сейчас.
На сегодняшний день внутренний водный транспорт Китая обрабатывает самый большой объем грузов в мире – 3,74 млрд тонн в год. Для понимания масштабов стоит отметить, что в мире, кроме КНР, всего два рынка имеют объемы грузооборота на речном транспорте, превышающие 500 млн тонн в год – Европейский Союз и США. При этом лишь 6 внутренних водных артерий в мире имеют годовые объемы более 100 млн тонн. Первую тройку из них составляют Янцзы, Жемчужная река и Большой канал в Китае. Оставшиеся три – Рейн, Миссисипи и Меконг.
Ранее ЦТС уже предпринимал попытку на основе разрозненных фактов составить общую картину того, как устроена система речных перевозок в Поднебесной.
Спустя полтора года анализ работы внутреннего водного транспорта КНР провели эксперты Всемирного банка – вышедшее в сентябре этого года исследование содержит обновленные и дополнительные данные. На основе этого материала ЦТС публикует ключевые выдержки об актуальном состоянии системы ВВТ Китая.
Крупнейшие судоходные реки и каналы
Китайская система внутренних водных путей является самой загруженной в мире, а река Янцзы – самой загруженной водной артерией на планете. В 2017 году только по ней было перевезено 2,3 млрд тонн грузов.
По данным Министерства транспорта КНР, в 2018 году протяженность системы водных путей составляла 127,13 тыс. км. Из них 66,2 тыс. км (52%) имеют классы судоходства, начиная с VII класса, которые обслуживаются самыми маленькими коммерческими судами (грузоподъемностью около 50 тонн). Почти 10% сети ВВТ относятся к III классу или выше. Это означает, что по реке/каналу могут ходить суда грузоподъемностью от 1 тыс. тонн. Суда грузоподъемностью более 3 тыс. тонн могут использовать только 1% судоходных водных путей.
Система реки Янцзы, включая русло и притоки, насчитывает 64 848 км судоходных путей – это более половины длины всех судоходных внутренних маршрутов Китая. На втором месте по значимости находится Жемчужная река, а вот по длине судоходных путей она уступила второе место реке Хуайхэ (16,5 тыс. км против 17,5 тыс. км). Дальше по показателю протяженности судоходных путей следуют реки Хэйлуцзян, Хуанхэ, Минь и Большой канал. Длина последнего (1438 км) на сегодня составляет всего 1% от общей протяженности внутренних водных путей Китая – сыграв важную роль в развитии экономики страны, сейчас канал также остается выдающимся шедевром гидротехники. Уступая Янцзы и Жемчужной реке по грузообороту, Большой канал, как объект всемирного наследия ЮНЕСКО, играет важную роль в пассажирских перевозках и туризме.
Система основных внутренних артерий Китая еще называется сетью 2-1-2-18. Это:
– 2 горизонтальных маршрута вдоль русел Янцзы и Жемчужной реки;
– 1 вертикальный маршрут – Большой канал;
– 2 сети водных путей: дельты рек Янцзы и Чжуцзян;
– 18 полноценных водных путей и их притоки: 10 притоков реки Янцзы; 3 притока Жемчужной реки; Хуайхэ; реки Шайинхэ, Хэйлунцзян, Сунхуацзян и Минь.
Важно отметить, что развитие сети 2-1-2-18 является стратегическим и четко регламентируется пятилетними планами развития. Несмотря на влияние различных уровней власти, эти планы редко существенно меняются, так что бизнес, местные власти и государство могут с уверенностью планировать свою работу на этих внутренних водных путях.
Судоходные пути высших классов (карта – Всемирный банк)
Инфраструктура и флот
В соответствии с китайским законодательством о портах, к категории основных на национальном уровне относятся 28 внутренних портов. 15 из них расположены в бассейне реки Янцзы, 5 – в бассейне Жемчужной реки, 6 – на Большом канале и в бассейне реки Хуайхэ, и по 2 в системах рек Хэйлунцзян и Сунляо. В топ-5 речных портов Китая входят: Сучжоу, находящийся в устье Янцзы у побережья Желтого моря (с перевалкой 532 млн тонн в год), расположенный напротив Наньтун (267 млн тонн), Нанкин (252 млн тонн), Тайжоу (245 млн тонн), Чунцин (204 млн тонн).
Инфраструктура внутренних портов насчитывает 21,7 тыс. причалов для обработки судов. Многие внутренние порты (418) способны принимать суда дедвейтом более 10 тыс. тонн. Большинство из них сосредоточены в провинциях Цзянсу и Аньхой, в нижнем течении участки реки Янцзы.
Расположение топ-10 речных портов Китая
На 2018 год в Китае имелся флот из 124 345 судов внутреннего плавания общим дедвейтом 129,2 млн тонн. Почти 100 000 из этих судов – это самоходные сухогрузные суда. Контейнерный флот насчитывал 556 судов, общей мощностью 338 100 TEU – в среднем 605 TEU на судно. Помимо грузовых, в Китае насчитывается 18 682 пассажирских судна, около 14% от общего парка. Они рассчитаны на 723 тыс. мест.
Контейнерный порт в Чунцине (фото – k.sina.com.cn/Чань Ли Син)
40 лет реформ ВВТ Китая
К налаживанию эффективной системы работы на ВВП страна шла долгим и непрерывным путем. Вплоть до 1970-х годов система внутреннего водного транспорта Китая получала мало поддержки со стороны правительства, поскольку не считалась важным видом транспорта. ВВТ воспринимался как устаревший способ транспортировки товаров и пассажиров. Роль рек ограничивались сельским хозяйством, ирригацией и гидроэнергетикой. Однако за последние 40 лет отношение к ним кардинально изменилось.
Знаковым для Китая стал 1971 год, когда Генассамблея ООН признала КНР единственным и законным представителем Китая в ООН. После этого существенно улучшились китайско-американские отношения, а экономика и торговля Поднебесной начала стремительно развиваться. Большие предприятия, созданные вдоль реки Янцзы (в основном это были производители стали, продуктов нефтехимии и тепловой энергетики) заложили основу развития перевозок насыпных грузов по реке.
Впоследствии переход от единой плановой экономики к более рыночным методам привел к новому увеличению спроса на внутренние водные перевозки. Стимулируя развитие рынка ВВТ, Министерство транспорта КНР разработало подробную политику и представило институциональные реформы, направленные на ускорение развития отрасли. Например, в 1982 году Министерство транспорта объявило о формировании новой администрации ВВТ. Параллельно ведомство реализовывало многочисленные инфраструктурные проекты – например, по расширению Большого канала в провинции Цзянсу, обеспечению доступности судоходных путей (строительство плотины Гэчжоуба на реке Янцзы) и многое другое. Изменения вскоре коснулись и флота. В 1989 году Минтранс КНР инициировал внедрение пилотных проектов по мультимодальной транспортировке грузов по рекам, после чего началась активная контейнеризации внутреннего водного транспорта Китая.
Система шлюзов (справа) и лифт для поднятия судов (в центре) плотины “Три ущелья”
С 1990 по 1995 год рост внешней торговли в среднем составлял 15,2% в год. В этот период среднегодовые темпы роста пропускной способности внутренних портов составляли 5,9%, и достигли 925 млн тонн к 1995 году; перевезенные объемы выросли на 7,6% в год, достигнув 831 млн тонн в 1995 году.
Именно в этот период состоялось стремительное развитие реки Янцзы. Неподалеку от Сучжоу был построен канал Сунан, который быстро привлек значительные объемы грузов. Решающая роль развития ВВТ в экономическом развитии Китая стала очевидна и для центрального правительства, и правительств провинций. В 1995 году Министерство транспорта организовало национальную конференцию – первую в истории Китая, посвященную исключительно проблемам в секторе ВВТ. Задачей конференции было устранение узких мест в сети и улучшение возможностей судоходных компаний и агентств по управлению водными путями. Результатом конференции стало предложение плана сети 2-1-2 (которая со временем была расширена до нынешней сети 2-1-2-18) с соответствующими приоритетами развития. По результатам конференции стал внедряться принцип “общего планирования в центре с многоуровневой ответственностью и совместного строительства”. Впоследствии этот принцип лег в основу современной многоуровневой и разветвленной сети управления внутренними водными путями Китая. Также была заложена основа политики диверсифицированных инвестиций в сочетании с инструментами многоканального финансирования ВВТ.
Еще одним поворотным моментом в истории развития внутренних водных путей Китая стало принятие 11-го пятилетнего плана развития Китая (на 2006-2010 годы), в результате которого в рамках сбалансированного развития городских и сельских районов было решено дополнительно стимулировать развитие судоходства в дельтах Янцзы и Жемчужной реки. Следуя этому плану, каждая провинция представила свои схемы его реализации. Например, с 2007 года департамент финансов провинции Цзянсу выделяет более 500 млн юаней в год на улучшение ВВТ, в частности по Янцзы. Правительство провинции Хубэй на развитие ВВТ ежегодно выделяет 100 млн юаней.
Таким образом, на протяжении более чем 40 лет китайские власти на разных уровнях разрабатывали и предоставляли поддержку в виде институциональных механизмов, фондов, программ, что и легло в основу стремительного развития внутреннего водного транспорта страны.
Суда на Большом канале (фото – АР)
Как управляют речным транспортом?
Сегодня страна имеет сложную модель управления внутренним водным транспортом, в которой ответственность распределена между многими учреждениями на национальном и региональных уровнях.
В соответствии с Положением об администрировании водных путей, Министерство транспорта отвечает за планирование водных путей национальной важности, которые включают каналы и реки класса IV и выше (подходят для судов водоизмещением более 500 тонн), важные транспровинциальные транспортные пути. При этом Минтранс децентрализовал ответственность за администрирование и управление основными водными путями национального значения и частично передал их администрациям Янцзы и Жемчужной реки.
Также в стране работает Министерство водного хозяйства. Это высший административный орган, ответственный за общее управление и координацию водных ресурсов. Точно так же, как и в случае с Минтрансом, это ведомство делегировало часть рутинных управленческих функций администрациям рек Чанцзян, Хэйлунцзян и Чжуцзян и еще четырех речных бассейнов.
Провинциальные правительства на местном уровне несут ответственность за большинство других водных путей, и за большую часть сети, которой они управляют через провинциальные органы навигации.
При этом функции различных органов и уровней власти координируются и согласуются. Например, технические регламенты для судов и экипажей устанавливаются Министерством транспорта на национальном уровне, но освидетельствование и регистрация судов проводятся провинциальным судоходным органы власти (считается, что между провинциями существует значительное расхождение в соответствии с национальными стандартами, частично из-за попытки некоторых провинций поощрять регистрацию судов в их юрисдикции). Навигационные власти каждой провинции составляют план развития водных путей, находящихся под его контролем, однако он должен быть согласован с национальной политикой планирования водных путей. И наоборот, если водный путь, находящийся в ведении Минтранса и Министерства водного хозяйства, пересекает провинцию, правительство обязано согласовать план его развития с соответствующей провинцией.
© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua
Розробка сайту
Для реєстрації на сайті зверніться, будь ласка, до адміністрації УЗА admin@uga.ua