Зв'язатися з нами
Search
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt
Search in comments
Filter by Custom Post Type

/ Реєстрація

Зерно: в нынешнем сезоне урожайность вырастет на 5%, а к 2022 году валовый сбор составит 100 млн т

Назад до думок експертів

Украина стабильно наращивает производство зерновых. Чтобы обеспечить постоянные экспортные поставки, нужно преодолеть логистические проблемы и быть готовым к нестабильности цен.  Об этом рассказали эксперты рынка во время пресс-брифинга 24 апреля, передает propozitsiya.com.

Оптимистичный прогноз УЗА

Последние несколько лет позиция государства по отношению к бизнесу становится более мягкой, считает Николай Горбачев, президент Украинской Зерновой Ассоциации (УЗА). «Надеюсь, вскоре с нами начнут советоваться. Я понимаю проблему всех министерств, которым набирать экспертов, учитывая низкий уровень зарплат, очень сложно. Мы всегда готовы помочь. Так, есть совместная рабочая группа УЗА и Министерства аграрной политики и продовольствия», – добавил Н. Горбачев.

Украина по-прежнему лидер по экспорту зерна. По данным УЗА, экспорт ячменя составил 4,13 млн т (90% от прогноза), пшеницы 15,4 млн т (90%), кукурузы – 13,8 млн т (75%), сои – 2,5 млн т (больше 90%), 2,7 млн т – ожидаемый объем экспорта сои.

Объем экспорта зерновых в 2018-2019 маркетинговом году составит 49 млн т, вместе с масличными  – 86,9 млн т. «Цифра достаточно реальная, в силу того, что будет небольшое изменение площадей», – объяснил Горбачев.

По зерновым, без учета масличных, УЗА прогнозирует увеличение производства на 3%, экспорта на 6%. 40,6 млн т – прогнозируемый объем экспорта зерна. «Из того, что мы увидели по полям, ситуация достаточно хорошая, средняя температура высокая, – это компенсирует отставание в сроках посева. Мы видим лишь увеличение производства», – уверен президент УЗА. При этом часть ячменя будет пересеяна поздними зерновыми.

Общий объем производства с учетом масличных вырастет на 5% – с 81,8 млн т до 85,7 млн т. Экспорт также увеличится на 5% и будет около 49 млн т.

Основные культуры

Урожай пшеницы будет на уровне 27 млн т, что на 0,5 млн т выше, чем в текущем маркетинговом году (26,46 млн т). Объем экспорта на 1 млн т выше, чем в текущем сезоне  (18 млн т против  17 млн т). «Очень надеемся, что в мае будут дожди», – добавил Горбачев.

По ячменю наблюдается небольшое сокращение посевов, поскольку из-за затяжной весны аграрии не успевают со сроками посевов. Поэтому ожидаемый объем производства упадет с 8,6 млн т до 7,8 млн т, а экспорта с 4,6 млн т до 4,3 млн. т.

По кукурузе УЗА прогнозирует увеличение объема на 2,5 млн т – до 27 млн т, увеличение экспорта на 2 млн т, до 21 млн т.

По сое будет практически такой же урожай (4 млн т), но экспорт гораздо меньше – 2 млн т (в нынешнем маркетинговом году этот показатель составит 2,7 млн т). «Надеемся, часть сои останется в Украине, увеличиться переработка», – объяснил Николай Горбачев.

Даешь 100 миллионов!

К 2022 году в Украине будут собирать 100 млн т зерна, из них около 70 млн т – экспортировать. Такие данные получили в УЗА, экстраполировав  показатели за предыдущие 18 лет, и предположив, что нынешняя динамика сохранится. «Хотя технологические достижения позволяют нам выращивать гораздо больше», – уверен Горбачев. Например, в Украине урожайность пшеницы немногим больше 4 т/га, кукурузы – 6 т/га, хотя в мире собирают 11-12 т/га кукурузы, а есть гибриды дающие и больше 20 т/га. «Практически не расширяя посевные площади, Украина способна увеличить сбор зерновых», – добавил он.

Загвоздка в логистике

Суммарный объем хранения имеющихся в Украине 800 силосов – 40 млн т. За день элеваторы могут перегрузить 700 тыс т зерна как в машины, так и в баржи. 90% экспорта осуществляется  через порты, а доставляются туда грузы, как правило, по железной дороге. 70% перевозок совершаются «Укрзализницей» и она часто с этим не справляется из-за дефицита вагонов.

 «Мы железную дорогу не ругаем, они работают лучше, чем 3-4 года назад. Но этого мало по сравнению с теми задачами, которые перед ними стоят. Очень слабая координация. За все время независимости «Укразализниця» не построила ни одного вагона-зерновоза», – подчеркнул Николай Горбачев.

Новые зерновозы закупают в основном трейдеры. В этом году их будет 18,8 тыс. Но после решения вопроса с вагонами, возникнут проблемы с локомотивами и станциями, уверен спикер. Сейчас оборачиваемость вагона составляет 8 суток, вскоре будет 12 суток.

«Проблема не в дефиците вагонов, а в дефиците локомотивной тяги. Для государства было бы интересно построить свой тепловозный завод на территории Украины. Это прекрасно, но требует долгого времени», – рассказал Николай Горбачев. Поэтому надеяться, что в нашей стране будет налажено производство локомотивов, пока не стоит. Это тупик, который не даст аграрному сектору развиваться. Ведь, согласно прогнозу УЗА, производство зерна увеличится на 20 млн. Этот объем  ляжет на «Укразлизницю».

«У нас хороший диалог с УЗ, но он не приводит к каким-либо совместным действиям. Мы создали рабочую группу, проводим заседания, сделали публичный запрос, но ответов пока не получили», – добавил Горбачев.

По его мнению, качество железнодорожных перевозок может улучшиться, если будет разрешена  частная локомотивная тяга. «Это даст запал на несколько лет. Бизнес найдет деньги».

90% озимых в хорошем состоянии

Зима была затяжная, но снежная, в отдельных регионах высота снежного покрова составляла от 30 до 40 см. Весенне-полевые работы  в этом году начались с опозданием, но большинство аграриев имели возможность провести необходимую подпитку, рассказал Владимир Топчий, директор департамента земледелия и технического обеспечения МинАПК. « Впервые за последние десятки лет, цена на удобрения в пик сезоне не росла, это дало возможность выполнить собственные программы. Второй аспект – впервые в истории озимые перезимовали достаточно хорошо – есть лишь минимальные потери на уровне сотен гектаров», – объяснил он.

На 6,3 млн га растения в процессе вегетации, из них 1 млн га под рапсом.  90% озимых в хорошем состоянии. «50% валового сбора обеспечивают озимые, и ситуация с ними неплохая», – добавил Топчий.

Сев яровых начался 3-4 апреля, тогда как в прошлом году стартовали 8-9 марта. «Это скорее минус, так как уплотняется график полевых работ. Сев яровых еще не завершен. Ранние зерновые сеять уже нет смысла сеять, потому остается мало времени на вегетацию», – считает чиновник.

По поздним культурам полевые работы проводятся в стандартном графике. «Уровень увлажненности почвы на этапе начала полевых работ свидетельствует о том, что запасы влаги восстановились к средним значениям. Это достаточно хорошая ситуация для развития любых культур и гарантия защиты от засухи, возможной в мае», – добавил В. Топчий. Дефицит влаги есть только в нескольких районах Юга, но это не более 3%. По некоторым районах Полесья наблюдается даже проблема переувлажнения.

Валютные риски

Андрей Купченко, аналитик «АПК-информ», дал свою оценку производства и продажи зерновых в этом сезоне: «По торговле все будет нестабильно. По производству: был краткий период сева, задержка сроков, есть риск развития болезней, но в тоже время в этом году больше импортировано СЗР».

Глобальные моменты, влияющие на торговлю,  –  валютные риски и ряд другие факторов, среди которых непредсказуемая политика Дональда Трампа, торговая война между США и Китаем. Все это приведет к повышенной нестабильности цен FOВ в Украине. «Скорее всего курс гривны будет сдерживаться, поэтому повышение производственных затрат будет в районе 20-25%».

В качестве основного торгового партнера Украины сохранятся страны Европейского союза, поскольку они потребляют много кукурузы. Также Купченко выделяет три ключевые страны: Израиль, Турцию и Китай. «Только в эти три страны будет уходить около 5 млн т зерна. Китай – рискованный, на этом рынке часто меняют цены, но хорошо покупает ячмень, периодически «выстреливает» кукуруза, были небольшие партии по ячменю».

Поскольку между Россией и Турцией идут торговые войны, на будущий сезон можно рассчитывать на поставки зерна в Турецкую Республику. Кроме того, в России ожидается сокращение производства в этом сезоне, что позволит восстановить позиции Украины  на ключевых рынках – Египте и Саудовской Аравии.

Купченко добавил, что сейчас активно обсуждается вопрос стандартизации пшеницы. «Не за горами подписание меморандума, вопрос: как будет определяться фуражная пшеница».

Средняя маржа между продовольственным и фуражным зерном – $20 т. Это 10% от цены. В целом на выращивание продовольственных зерновых производственные затраты на 20-25% выше.

«Но для регионов с хорошей урожайностью эта маржа полностью покрывает эти производственные затраты, – добавил аналитик. – Поэтому где-то половина производителей готовы инвестировать в качество, потому что получат премию. Маржа в 80 долларов с га с лихвой компенсирует производство продовольственной пшеницы при средней урожайности. При высшей, эта маржа может составлять 100 долларов».

Из-за сокращенного весеннего сезона площади под ячменем будут засеиваться кукурузой. Но падение сборов по ячменю будет небольшое за счет хорошего урожая.

Ячмень будут сеять до последнего момента

В этом году ожидается сокращение мирового производства пшеницы, поэтому цены будут более интересные, считает Елизавета Малышко, аналитик «УкрАгроКонсалт»: «4 сезона подряд были высокие урожаи, низкие цены и многие сомневались, будет ли возможность продать урожай».

Поэтому Е. Малышко уверена, что ячмень будут сеять, пока будет позволять влага. Под этой культурой будет около 1,5 млн га. «Темпы потребления фуражного ячменя растут быстрее производства. Но Саудовская Аравия потихоньку переключается на более дешевую кукурузу. «Интересно, что все смотрят на Китай, в котором постепенно восстанавливается доверие к мясу птицы,  поэтому растет спрос на соевый шрот и кукурузу. Схожая ситуация в Индии», – отметила аналитик.

На 10 млн т меньше пшеницы соберет Россия, – прогнозирует Малышко. «РФ увеличивает присутствие на дальних берегах: если раньше они были в Турции и Египте, то сейчас они заявляют себя в Корее, Индии, Индонезии. Так что конкуренция будет острой. И стоит конкурировать за счет качества.

ТОП-3 проблемы зернового сектора Украины

По мнению Николая Горбачева одна из важнейших проблем  – отсутствие стратегии развития аграрного сектора. «Каждый из управленцев занимается тем, что он видит самым важным. Но это командная игра, только системный подход позволит выстроить какую-то цепь игроками рынка». Также он указал на кросс-секторальную и логистические проблемы. «Злостные аппетиты Минфина мешают наращивать урожайность. Например, отмена возмещения НДС: конечно же, производитель переключится на что-то другое».

Проблемой номер один президент УЗА назвал образование и привлечение  образованных людей в аграрный сектор. «Туда идут люди, которые, как правило, вышли из села. Тяжело человеку из города понять, почему нет урожая. Чтобы привлечь и заинтересовать молодежь должна быть государственная политика».

Владимир Топчий считает, что техническое обеспечение и земельные взаимоотношения – главные вопросы для дальнейшего развития отрасли. «В Европе вносится около 150 кг/га действующего вещества удобрений, в Украине – 105 кг. У нас огромный запас роста продуктивности за счет питания растений», – рассказал Топчий.

Андрей Купченко уверен, что украинским фермерам нужно научиться производить ту продукцию, которая будет больше всего востребована на рынке. «Есть проблемы со сбытом. Площади под горохом большие, но основной импортер не очень хочет его импортировать. Медленно идет производство высокомаржинальных продуктов. Так органических зерновых только около 160 тыс. т», – рассказал  Купченко.

Елизавета Малышко подчеркнула, что фитосанитарная проблема требует объединенных усилий игроков рынка. «До сих пор закрыт экспорт во Вьетнам. Стоят проблемы сохранения земель, экологии, доступа к водным ресурсам», – подытожила Малышко.

Светлана Радченко  http://propozitsiya.com

 

 

Інші думки

Благодійний фонд Зв'язатися з нами

© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua Розробка сайту