Процедура обжалования результатов проверки PSC достаточно сложна и дело «Greendale» первое, которое доведено до исключения записи из системы Черноморского меморандума.
20 мая 2019 года из информационной системы Черноморского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта исключена запись о проверке и задержании т/х «Greendale» 23.08.2017 в порту Николаев сотрудниками «Укртрансбезопасности» (на тот момент выполняла функции PSC).
Почти 2 года заняло у компании «Трансшип» (менеджер судна) обжалование результатов проверки, которая больше походила на цирковое представление, нежели на проверку судна в рамках международных конвенций высококвалифицированными специалистами в области торгового мореплавания (коими по требованиям Черноморского меморандума должны быть инспекторы PSC).
Почти 2 года заняло у компании «Трансшип» (менеджер судна) обжалование результатов проверки
Коротко напомним хронологию событий.
Cухогруз «Greendale» в начале 2017 года был поставлен для ремонта и модернизации в Ильичевский судоремонтный завод (ИСРЗ), где прошел полноценный и качественный ремонт в доке под надзором классификационного общества – члена МАКО. По выходе из ремонта судно отправилось в первый рейс — в Николаевский порт (терминал НГЗ).
После приходной комиссии на т/х «Greendale» прибыли трое инспекторов «Укртрансбезопасности» Николаевской области (PSC) для проведения проверки в рамках Черноморского меморандума и по ее результатам выставили 7 замечаний, два из которых с кодом «30» (задержание судна). Прибывшие на судно сотрудники классификационного общества сразу отметили надуманность всех замечаний, что четко указали в акте освидетельствования. На следующий день на борт прибыли представители PSC, очень быстро закрыли замечания и удалились. При этом в акте исправлены название, флаг, регистр (которые в акте первоначальной проверки были указаны неверно).
Учитывая явную надуманность замечаний, а также весьма странное поведение сотрудников «Укртрансбезопасности», которые элементарно путались в терминологии, называя судно кораблем, трапы — лестницами, а иллюминаторы — окнами, резонно был поставлен вопрос о квалификации инспекторов. С этим вопросом компания многократно обращалась в УТБ, Мининфраструктуры, которые, как водится, отвечали на все вопросы, кроме поставленных. В конце концов Мининфраструктуры все-таки признало, что в УТБ отсутствуют сотрудники с необходимой для проведения проверок квалификацией.
Одесский окружной административный суд, рассмотрев дело 9 ноября 2018 года, пришел к выводу, что квалификация всех трех инспекторов «Укртрансбезопасности», проводивших проверку балкера «Greendale», не соответствует требованиям Черноморского меморандума, сами замечания надуманы, акт проверки подлежит отмене и исключению из базы Черноморского меморандума.
Наконец, 14 мая 2019 года Морская администрация Украины направила официальное письмо в аппарат Черноморского меморандума с просьбой исключить запись о проверке судна «Greendale» и 20 мая запись была удалена из системы. В деле поставлена жирная точка.
Отметим, что процедура обжалования результатов проверки PSC достаточно сложна и дело «Greendale» первое, которое доведено до исключения записи из системы Черноморского меморандума. Но все последующие обжалования отныне будут проходить значительно быстрее, поскольку суды будут принимать во внимание «прецедент Трансшипа».
Несколько слов о том, почему же данный случай является настолько важным и чем конкретно он поможет судовладельцам.
На сегодняшний день инспекторы PSC в украинских портах могут проверять суда исключительно на основании Черноморского меморандума. В информационной системе меморандума хранится информация о каждом проверенном судне, его менеджере, классификационном обществе и т.д. Кроме того, существует такое понятие как профиль риска судна. Все суда причисляются к судам высокого, стандартного и малого риска. Каждое задержание судна, естественно, ухудшает его показатели и ведет в список высокого риска. Чем выше риск – тем чаще и тщательнее будет проверяться судно в портах. А в случае если судно будет задержано более 3 раз в течение 24 месяцев, оно попадает в Ship Watch List и подлежит проверке каждый месяц!
Но и это еще не все. Каждое задержание судна отражается на уровне показателя несоответствия компании – это один из критериев, по которым определяется профиль риска судна. Иными словами, если задержано одно из судов компании, то индекс риска всех остальных судов автоматически возрастает. Этим активно пользуются недобросовестные инспекторы PSC, понимая, что каждое задержание отражается не только на судне, но и на компании в целом.
Именно поэтому компания «Трансшип», известная на рынке высочайшим качеством предоставляемых услуг, всегда принципиально относится к инспекциям PSC, особенно в украинских портах. Помимо очевидных коррупционных целей, случай с т/х «Гриндейл» выглядит как попытка нанести репутационный удар по компании. Поэтому судебные тяжбы в первую очередь были направлены на защиту доброго имени компании.
Таким образом, со всей уверенностью можно говорить о появлении прецедента, который в значительной мере меняет систему проверок судов в украинских портах, предоставляя судовладельцам серьезный инструмент для защиты своих прав.
Документ доступен по ссылке
Иван Ниякий, директор ДП «Трансшип-Сервис»
© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua
Розробка сайту
Для реєстрації на сайті зверніться, будь ласка, до адміністрації УЗА admin@uga.ua