Несколько лет речные грузоперевозки показывали позитивную динамику. Так, в 2017 году перевозка составила 8,1 млн. тонн, в 2018-м – 9,9 млн. тонн, а в 2019-м – 11,8 млн. тонн. Это было бы невозможно, если бы бизнес не развивал речную инфраструктуру. На данном этапе строятся новые зерновые терминалы – именно транспортировка агропродукции сегодня наиболее востребована. В прошлом году по Днепру перевезли 4,8 млн. тонн зерновых грузов.
Что построили
Лидером по строительству речных терминалов остается компания «Нибулон», которая возводит новые объекты на Днепре и Южном Буге. В 2017 году он ввел в эксплуатацию речной терминала на 76 тыс. тонн в Голой Пристани Херсонской области. В 2018-м на территории филиала «Кременчугская» (Полтавская обл.) были введены в эксплуатацию три зернохранилища общей емкостью 20 тыс. тонн, в результате чего общий объем хранения сельхозпродукции достиг 96,2 тыс. тонн.
В прошлом году «Нибулон» построил терминал в Запорожской области (филиал Терновская), который может единовременно хранить 76 тыс. тонн. Строительство стартовало в октябре 2018 года. Свою работу терминал начал 2 июля 2019-го, а первый барже-буксирный состав прибыл к нему спустя месяц. До конца года терминал успел отгрузить на воду более 130 тыс. тонн зерна.
Кроме того, в мае 2018 года «Нибулон» ввел в эксплуатацию новый элеваторный комплекс по перевалке зерновых и масличных культур в составе перегрузочного терминала в Николаеве, емкость которого составили 43 тыс. тонн.
В 2018 году был модернизирован терминал «Максигрейн-Украина», который расположен возле Херсона на реке Кошевая. На территории бывшего строительного комбината находится 15 складов на 44 тыс. тонн единовременного хранения, от 1500 до 6000 тонн вместимостью, что позволяет принимать одновременно несколько различных культур. В дальнейшем у владельцев есть планы увеличить перевалочные мощности терминала.
В прошлом году построили склады для хранения зерна игроки, которые начинали работу на реке с так называемого «прямого варианта». Зерновой склад на своем терминале в Днепре построила компания «Грейн-Трансшипмент». Окончательно строительство было закончено в декабре, и единоразовые мощности составили 5000 тонн. В 2019-м этот комплекс, который называется «Жемчужина Днепра», перевалил 123 тыс. тонн. Это в два раза выше, чем годом ранее. В этом году при наличии модернизированного склада «Грейн-Трансшипмент» планирует увеличить перевалку. В дальнейшем же компания планирует расширять мощности, однако пока собственники не уточняют, когда именно приступят к реализации. В планах на этот год – увеличить мощности перевалки до 4000 тонн в сутки.
Построила склад на своем речном терминале в Запорожье и компания «Аскет Шиппинг», его мощности составили 2000 тонн. В прошлом году здесь перевалили 94,4 тыс. тонн грузов. «Если раньше мы переваливали зерно только по прямому варианту, то теперь будем заниматься еще и накоплением грузов. «Боль» речного рынка — в том что флота пока мало, и суда должны обрабатываться быстро. На реке часто приходится зерно дольше ждать, чем грузить. Когда у нас заранее будет накоплена судовая партия, стивидоры смогут оперативно подать груз на борт судна, а это новое качество обработки. Наши клиенты получат преимущество, потому что быстрая обработка значит, что и фрахт может быть дешевле», — отмечал заместитель директора «Аскет Шиппинг» по региональному развитию Андрей Харченко.
Что построят
В этом году мощности речных терминалов также будут увеличены. Так, в январе 2020 года «Нибулон» ввел в эксплуатацию дополнительные емкости по хранению сельхозкультур на филиале «Вознесенский» в Николаевской области, увеличив их на 21,9 тыс. тонн. В дополнение к построенным в 2016 году «банкам» были возведены три зернохранилища каждое по 7,3 тыс. тонн. Общая емкость емкостей по хранению зерна филиала «Вознесенский» достигла 97,9 тыс. тонн.
В этом году «Нибулон» также намерен увеличить мощности Голопристанского филиала в Херсонской области, что позволит хранить более 97 тыс. тонн зерна.
Уже к середине июня «Нибулон» намерен закончить строительство нового терминала в Днепропетровской области. Филиал «Зеленодольский» в с. Марьянское Апостоловского района сможет хранить более 75 тыс. тонн зерновых. Суточная мощность сушилок составит 3,6 тыс. тонн, суточная мощность по отгрузке на водный транспорт – 12 тыс. тонн. Общая мощность комплекса по отгрузке – 300 тыс. тонн в год.
Заканчивает строительство склада для хранения зерновых в Днепре «Аскет Шиппинг». Как уточнили в компании, мощности склада составят около 4000 тонн. В дальнейшем будет увеличена скорость отгрузки на суда. Для этого модернизируется перегрузочная техника, вносятся изменения для того, чтобы принимать грузы с любых самосвальных машин – как с боковой, так и с задней выгрузкой.
Итак, в нынешнем году единовременные мощности хранения зерновых увеличатся на более чем 100 тыс. тонн, в основном – за счет инвестиций «Нибулона».
В дальнейшем собственники речных терминалов продолжат инвестировать в увеличение мощностей. В частности, компания COFCO планирует увеличить на несколько тысяч тонн единовременные мощности хранения своего терминала «Юнигрейн-Базис» в с. Мишурин Рог (Днепропетровская обл.). Сейчас здесь могут одновременно хранить 22,4 тыс. тонн, отгружая на воду по 2400 тонн в сутки, довести же мощности по хранению намерены до 30 тыс. тонн. Кроме того, COFCO установила перегрузочное оборудование в Переяславе-Хмельницком Киевской области, чтобы работать по прямому варианту. Сама площадка, на которой установлена техника, принадлежит «Киевскому речному порту».
Кроме того, есть потребность в строительстве крытых складов и для других грузов, таких, как минудобрения. «Речная инфраструктура требует сейчас инвестиций, без этого никак. К примеру, между Херсоном и Запорожьем складов на реке вообще нет. Да и выше по Днепру инфраструктура не везде в хорошем состоянии. А для тех же минеральных удобрений надежный крытый склад очень важен», – отмечал, в частности, ранее заместитель директора Днепрянского речного порта Константин Черепанов.
Что тормозит развитие
В то же время, как отмечают сами участники рынка, одним из аспектов, которые усложняют развитие речной инфраструктуры, является то, что удобных мест для строительства терминалов на Днепре не так уж и много. И не всегда на местном уровне удается договориться о строительстве нового объекта. Каждый выбирает свою модель работы. С учетом того, что строительство терминала и причала требует значительных инвестиций, более удобный вариант – стать владельцем участка с готовым причалом и построить склад.
При этом, как отмечают в ассоциации «Реки Украины», на балансе Администрации речных портов есть около 200 причалов, но для эксплуатации бизнес должен заключать договор сервитута. Часто такие государственные причалы требуют ремонта, но бизнес осторожно относится к этому вопросу – гарантий, что завтра с ними не разорвут договор, не и не передадут причал другому пользователю просто нет.
Поэтому бизнес все-таки идет на строительство собственных терминалов. «Строительство новых причалов – более дорогое удовольствие, чем их ремонт. Ведь строить нужно с нуля: проводить специальные геологические, гидрологические и геодезические изыскания, оценивать образцы грунтов в лабораторных условиях и лишь потом переходить к проектированию. Все это занимает не меньше полугода. Затем проект проходит государственную экспертизу, которая тоже требует определенного времени. А после несколько месяцев непосредственно строительных работ. При этом нужно учитывать, что строительство можно проводить только летом, в зимние месяцы этого делать нельзя», – говорит исполнительный директор Ассоциации Дмитрий Козаченко. По его данным, на внутренних водных путях Украины насчитывается около 50 таких причалов.
© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua
Розробка сайту
Для реєстрації на сайті зверніться, будь ласка, до адміністрації УЗА admin@uga.ua