21 февраля этого года Центр транспортной логистики АО “Укрзализныця” презентовал новую редакцию договора на оказание услуг по организации перевозки грузов железной дорогой. АО УЗ планирует внедрить данную редакции договора уже с 1 апреля. У клиентов компании осталось не так уж много времени, чтобы изучить представленную редакцию и высказать свои замечания.

Напомню, это уже вторая попытка АО УЗ внедрить новую редакцию договора с грузовладельцами, грузоотправителями и получателями грузов по железной дороге. Первая редакция договора была раскритикована клиентами АО УЗ; некоторые из клиентов обратились в АМКУ с жалобами на дискриминационное содержание документа. Основные претензии клиентов к содержанию предыдущего договора: безапелляционная процедура подписания договора; отсутствие ответственности АО УЗ за согласование и выполнение заявок на перевозку грузов; отсутствие зеркальной ответственности АО УЗ за нарушения условий договора; введение нового порядка начисления платы за пользование вагонами ЦТЛ под грузовыми операциями и т.д.

По результатам изучения текста договора и обращений грузовладельцев АМКУ вынес предупреждение АО УЗ и внедрение первой редакции договора было остановлено.

В течение 4 месяцев АО УЗ доработало текст договора, убрало часть спорных условий договора и частично учло замечания клиентов в представленной редакции договора. В целом вторая редакция договора имеет более сбалансированный вид.

Вместе с тем, часть замечаний грузовладельцев не были учтены АО УЗ и во второй редакции договора. Теперь подробнее о замечаниях грузовладельцев ко второй редакции договора:

1. Внедрение в договоре нового определения для вагонов АО “Укрзализныця” – “собственный вагон Перевозчика” (п.1.3. Договора).

Ранее во всех нормативных документах фигурировали “вагоны собственные” (принадлежащие частным компаниям) и “вагоны Перевозчика” (вагоны АО УЗ и дочерних компаний). Данное определение введено юридическим отделом АО УЗ для обоснования взыскания платы за пользование вагонами Перевозчика под грузовыми операциями по свободным, нерегулируемым тарифам.

Цель этой операции – уйти от государственного контроля за установление платы за пользованием вагонами АО УЗ под грузовыми операциями.                                                                                                                                                                                      

2.Внедрение платы за пользование вагонами Перевозчика под грузовыми операциями по свободным, нерегулируемым государством тарифам (п.3.4 и п.3.4.1.).

Плата за пользование вагонами Перевозчика во время грузовых операций НЕ ЯВЛЯЕТСЯ свободно регулируемым тарифом и НЕ МОЖЕТ пересматриваться в рамках реформы АО “Укрзализныця” по дерегуляции вагонной составляющей ж/д тарифа (реформы, вступившей в силу 19.02.2018г). Вагоны ЦТЛ и других структурных подразделений АО УЗ являются вагонами Перевозчика (то есть природного монополиста – АО УЗ), соответственно, подлежат только государственному регулированию. Плата должна пересматриваться только путем изменения Тарифного руководства по соответствующей процедуре. Нарушение этого пункта дает возможность обратиться с жалобой в АМКУ и МИУ либо в судебном порядке требовать его отмены.

3. В договоре прямо запрещено оформление одним перевозочным документом группы вагонов, имеющих признак маршрутной отправки, но состоящих из вагонов различных собственников (собственные вагоны, вагоны Перевозчика) (п.2.1.13 Договора).

 Грузоотправители неоднократно обращались в АО УЗ с предложением разрешить оформление одним перевозочным документом партию вагонов, которая имеет признак маршрутной отправки по массе партии, по количеству вагонов, по маршруту движения. Предложение не было учтено во второй редакции договора.

4. В договоре АО УЗ пытается узаконить удержание дополнительной платы за подачу и уборку вагонов на малодеятельные грузовые станции (п.2.1.20; в привязке к п.1.8. настоящего договора; Приложение 1-1 п.14.).                                                  

 Введение данной платы АО “Укрзализныця” имеет признак нарушения антимонопольного законодательства. В АМКУ идет разбирательство по данному вопросу. Размер платы по подаче и уборке вагонов четко определен в Сборнике тарифов на перевозку грузов… Тарифное руководство №1. Раздел 3. Сборы и услуги, связанные с перевозкой грузов. п.1.Сбор за подачу и уборку рельсового подвижного состава локомотивом железной дороги… Данная плата подлежит госрегулированию и не может устанавливаться монополистом самостоятельно.

5. В договоре не учтены особенности расчета платы за перевозку грузов в вагонах Перевозчика при сдвоенных грузовых операциях (п.3.2.) 

Фактически, при сдвоенной операции порожний вагон не подается АО УЗ на погрузку; при этом АО УЗ взымает плату за подачу порожнего вагона к месту погрузки. Грузоотправители просили “Укрзализныцю” исключить из общей платы за перевозку грузов при сдвоенных грузовых операциях плату за возврат порожнего вагона.

6. При расчете платы за использование вагонов Перевозчика в процессе перевозки (с учетом груженного и порожнего пробега) в договоре предусмотрено применение коэффициента Т доп. и спорного порядка округления срока использования вагонов Перевозчика только в большую сторону до целых суток (п. 3.2.1).

Коэффициент Т доп. – это дополнительно оплачиваемые сутки к сроку использования вагонов Перевозчика (отдельно для порожнего и груженного пробега вагона). Таким образом грузоотправители вынуждены дополнительно оплачивать 2 суток (Т доп.) и еще 1-1,5 суток за счет округления срока.

Грузоотправители просили АО УЗ исключить эти спорные моменты из расчетов.

7. В предложенной редакции договора отсутствует зеркальная ответственность АО “Укрзализныця” перед клиентами в части:

А) Повреждения собственного/частного вагонного парка (необходимо внести в п.2.3 и п.5.7. Договора, ответственность АО УЗ аналогично требований п.2.1.17.).

Б) Ответственности АО УЗ за возврат неочищенных вагонов собственного/частного парка; аналогично ответственности Заказчиков перед АО УЗ.

П.5.5. Ответственность Заказчика за неочищенный вагон Перевозчика – штраф – 1500 грн/вагон, а за все остальные вагоны и для АО УЗ санкция, согласно ст. 123 Устава железных дорог, 50% суточной платы за пользование вагоном. 

Необходимо внедрить зеркальную ответственность сторон.

Г) Дополнительно необходимо указать ответственность АО “Укрзализныця” за нарушение сроков доставки грузов в собственных/частных вагонах.

Необходимо дополнить:

П.5.8.”За несвоевременную доставку грузов в вагонах и порожних собственных вагонов, Перевозчик уплачивает штраф (неустойку) в соответствии с пунктом 116 Устава железных дорог Украины и статьи 24 СМГС.

При исчислении нормативного и фактического сроков доставки, а также просрочке доставки каждые неполные сутки принимаются с округлением до полных суток, а провозная плата за перевозку – в размере, который Заказчик оплатил накладной”.

8. В договоре размыты права и обязанности АО “Укрзализныця” в части согласования и выполнения заявок на перевозку грузов (п. 2.3.1; п.2.4.1; п.2.4.2). 

АО УЗ необходимо четко описать процедуру ввода запрета, ограничений на перевозку грузов. Дать определение “технологическая и техническая возможность” АО УЗ по перевозке (с четкими цифровыми показателями и процедурами). В противном случае АО УЗ будет регулировать перевозку в ручном режиме с возможной дискриминацией отдельных Заказчиков. При появлении НКРТ, функция регулирования будет передана этому органу.

9. Договором установлен жесткий срок для подписания Актов сверки взаиморасчетов и Сводных ведомостей с АО УЗ. Срок подписания Заказчиком – следующие календарные сутки или 1 сутки (п.2.1.9).

Заказчикам проблематично в течение данного периода провести сверку взаиморасчетов и фактических произведенных операций АО УЗ, а тем более подписать и вернуть первичные документы АО УЗ.

Необходимо установить срок сверки и подписания первичных документов сторонами договора – 3-5 суток.

10. В договоре значительно расширены/размыты условия непреодолимой силы, которые могут быть основанием для освобождения от ответственности по данному договору (п.6.1). 

Необходимо провести ревизию данных условий и сократить их количество.

Это далеко не полный список замечаний к новой редакции договора АО УЗ на оказание услуг по перевозке грузов.

В ближайшее время руководство “Укрзализныци” планирует организовать встречу с представителями бизнеса. На встрече будет обсуждаться редакция нового договора. Надеюсь, АО УЗ учтет озвученные выше предложения.

https://cfts.org.ua