Сухогруз Razoni выполняет рейс из украинской Одессы в ливанский порт Триполи. 1 августа 2022г.
В портах Одесской области остается шестнадцать судов с украинским зерном, ожидающих отправку, отметил заместитель главы Офиса украинского президента Кирилл Тимошенко
КИЕВ – Судно, перевозящее кукурузу из Одессы в Ливан, продолжает свой курс и за ним в режиме реального времени следят представители Объединенного координационного центра. Об этом сообщает 1 августа турецкое информационное агентство Анадолу, ссылаясь на заявление министерства национальной обороны Турции.
В заявлении министерства указывается, что судно под флагом Сьерра-Леоне, перевозящее 27 тысяч тонн кукурузы, прибудет в Стамбул во вторник, 2 августа.
«Маршрут, по которому должно следовать судно, гуманитарный коридор, по которому оно следует, вопросы, касающиеся досмотра и остальные детали безопасности и контроля выполняются в соответствии с процедурами и принципами, согласованными в центре», – отмечается в сообщении.
По оценкам украинской власти, через украинские морские порты может быть отгружено на экспорт до 22 млн тонн зерновых.
Заместитель руководителя Офиса президента Украины Кирилл Тимошенко в своем Телеграм-канале отметил 1 августа, что судно Razoni вышло из Одесского порта с более 26 тысячами тонн украинской кукурузы.
«Razoni под флагом Сьерра-Леоне следует в порт Триполи, Ливан. Судно будет двигаться по коридору, безопасность которого подтвердили ООН и Турция», – отметил Кирилл Тимошенко.
Он подчеркнул, что разблокировка портов принесет не менее одного млрд долларов валютной выручки в экономику страны.
По словам Кирилла Тимошенко, сейчас в портах Одесской области остается еще шестнадцать судов с украинским зерном, ожидающих отправку.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба в Твиттере отметил, что Украина всегда была надежным партнером и останется им, если Россия будет соблюдать свою часть сделки.
Первый корабль с зерновыми – международная реакция
Германия приветствует завершение блокировки морского экспорта украинского зерна, но не перестает работать над увеличением мощностей альтернативных маршрутов.
Об этом заявил представитель МИД ФРГ Кристоф Бургер на брифинге в Берлине, сообщает 1 августа Укринформ.
«Мы приветствуем то, что первый зерновоз вышел из Одесского порта, это проблеск надежды в нарастающем продовольственном кризисе. Сейчас важно, чтобы зерновая договоренность была наполнена жизнью и больше судов могли выйти в море. В то же время мы продолжаем упорно работать над созданием альтернативных маршрутов, ведь нельзя слепо полагаться на заверения (по безопасности)», – заявил он.
Посол Великобритании в Украине Мелинда Симмонс назвала важным шагом – отправку первого корабля с зерном из Украины.
«России теперь нужно выполнить свою часть этой сделки и пропускать суда с зерном в целости и сохранности», – отметила она в Твиттере.
Британский дипломат подчеркнула, что России нужно перестать сжигать и присваивать украинское зерно.
НАТО приветствует отправку первого корабля с зерном из Одесского порта Украины. Об этом говорится в заявлении генсека НАТО Йенса Столтенберга, размещенном в социальных сетях.
«Благодарен нашему союзнику – Турции за столь важную роль в этом процессе», – написал генсек.
Протесты против экспорта из Украины
Болгарские аграрии протестуют против дешевого импорта зерна из Украины. Они решили перекрыть дороги и наземные пункты пропуска, через которые проезжают зерновозы.
Об этом пишет agropolska.pl, сообщает 1 августа украинский портал Latifundist.com.
Замглавы Ассоциации производителей зерна Болгарии Илия Проданов отметил, что украинское зерно должно проходить через Болгарию транзитом, но фактически часть остается в стране. Речь идет не только о зерне пшеницы и семян подсолнечника, но и о ячмене.
Он подчеркнул, что средства защиты растений, которые используются в Украине, дешевы, опасны и запрещены в ЕС. И добавил, что импорт без должного фитосанитарного контроля опасен для болгарских потребителей.
Оценка возможностей экспорта из Украины
Исполнительный директор Украинской зерновой ассоциация Сергей Иващенко отмечает, что суммарно экспорт украинских зерновых из морских и речных портов на Дунае может составить до пяти миллионов тонн ежемесячно.
«При таких обстоятельствах мы сможем вывезти прошлогоднее зерно, которого у нас около 25 млн тонн и начинать отгружать зерно нового урожая, которое еще собирается», – говорит Сергей Иващенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
По его словам, перспектива отгрузки 50-60 миллионов тонн различных зерновых и других культур из Украины вполне достижима.
«Эти цифры вполне близки к показателям до вторжения России. Раньше мы тоже экспортировали около 50-60 млн тонн различных зерновых и масличных культур. Такой объем может, если не полностью, но очень близко к максимальным показателям обеспечения потребности мира в продовольствии и сможет удовлетворить потребности украинских аграриев», – подчеркивает Сергей Иващенко.
Он отмечает, что если произойдет действительное разблокирование портов и Украина будет вывозить зерно, то можно ожидать экспорт около 40 миллионов тонн в течение маркетингового года.
«Например, в маркетинговом 2021-22 году, который закончился 1 июля, мы смогли экспортировать 19 млн тонн пшеницы, около 20 млн тонн кукурузы, и ячменя – около 6 млн сои и рапса по 1,5-2 млн каждый. В этом маркетинговом году планируем собрать около 20 млн. тонн пшеницы 23-25 млн. кукурузы, ячменя около 6 млн», – подчеркивает Сергей Иващенко.
Прогноз: 5 млн тонн до конца года
Директор «Консалтингового Агентства ААА» Сергей Наливка отмечает, что при самом оптимистическом сценарии, учитывая все обстоятельства, до конца года можно говорить об экспорте пять-шести миллионов тонн зерна.
«Объем в 15-20 млн. тонн могли бы вывезти кораблями типа «панамакс». А о «панамакс» сейчас никто речи не ведет. В основном сейчас – это турецкие транспортные компании, которые берут, как правило, дисконтом, и перепродают», – говорит Сергей Наливка корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он отмечает, что необходимо учитывать ряд технических факторов, которые могут влиять на организацию логистической кампании по вывозу зерновых.
«Судя по западным источникам в зерновой отрасли многомесячный простой кораблей в порту в связи с ситуацией в Украине, привел к проблемам укомплектования экипажей. У экипажей есть другая проблема – нужны страховки жизней на случай военных действий. Страховые компании четко заявили, что если не будет международного военного конвоя и стратегии по борьбе с минами, то есть перед каждым конвоем должны идти эсминцы, то они не будут страховать такие суда», – подчеркивает Сергей Наливка.
Военные действия в регионе, по его словам, также влияют на логистику как доставку, так и отгрузку зерна из украинских портов.
Новые логистические маршруты
Заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук подчеркивает, что за счет новых логистических маршрутов через Дунай и при помощи железнодорожного транспорта в июле экспорт составил до 3 млн тонн зерна.
«Это тоже неплохо, практически, половина от ежемесячных довоенных объемов в месяц. Но в контексте переходной фазы и сбора нового урожая без портов мы не сможем обеспечить полномасштабный экспорт. И сегодняшнее первое судно– это факт, который демонстрируют обязательства Украины в рамках подписания трехстороннего соглашения. Мы выполняли все обязательства по безопасности, созданию «зеленых коридоров», безопасности движения по ним транспорта», – говорит Денис Марчук корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он подчеркивает, что на первом этапе выходят суда, которые были заблокированы в период войны.
«Мир сегодня ждет украинское зерно и для нас важно полноценно за месяц – полтора в рамках трех портовых зон выйти на показатель 3 – 3,5 млн тонн зерна в месяц», – отмечает Денис Марчук.
© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua
Розробка сайту
Для реєстрації на сайті зверніться, будь ласка, до адміністрації УЗА admin@uga.ua