Зв'язатися з нами
Search
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt
Search in comments
Filter by Custom Post Type

/ Реєстрація

Как работает зерновой терминал “Евровнешторг”

Назад до думок експертів

Терминал ЕВТ (первое название – “Евровнешторг”) в Николаеве ЦТС посетил в сентябре – в самое что ни на есть “горячее” время для зерновых терминалов. В ветреную погоду в воздухе особенно чувствуется пыль от зерна. Видно ее невооруженным глазом – на сделанных фото заметна желто-серая дымка. Однако же это и самое интересное время для посещения, ведь в этот период у причала одно за другим грузятся суда.

Нам повезло увидеть погрузку 200-метрового балкера Bulk Aries фуражной пшеницей. Это судно класса Supramax – одно из самых крупных за все время работы терминала. “Отгрузка для компании Soufflet. Скорость погрузки – порядка 17 тыс. тонн в сутки. Судно должно взять 55 тысяч тонн. У причала оно грузится на 41 тыс. тонн и дальше догружается на внешнем рейде – баржами на банке Трутаева”, – говорит коммерческий директор “ЕВТ Грейн” Дмитрий Манолюк.

Вагоны, глубины и новый склад

Догрузка судов за пределами терминала необходима из-за ограниченной глубины Бугско-Днепровско-лиманского канала, на берегах которого находится терминал ЕВТ. Объявленная проходная осадка здесь составляет 10,3 м, из-за чего большие суда вынуждены уходить догружаться на “большую воду”. Это при том, что стивидоры портов Николаев, Ольвия, а также терминалы, находящиеся на берегах лимана, в сумме переваливают больше зерна, чем любой другой украинский порт.

21-балкер

ЦТС побывал на ЕВТ во время загрузки там 200-метрового балкера Bulk Aries

“Николаев интересен производителям. Для увеличения экспорта есть все предпосылки. Необходимо решить вопрос с дноуглублением БДЛК. Концептуально это можно сделать, организовав консорциум владельцев терминалов или в рамках ГЧП с АМПУ. Определенное количество грузопотока с севера, востока, центра развернулось бы четко в Николаев с учетом работы больших портовладельцев”, – говорит директор “ЕВТ Грейн” Сергей Гунько.

1 старый склад

Склады напольного хранения и силосы 

Сегодня на существующей инфраструктуре терминал принимает 100-120 вагонов и 250 автомобилей с зерном в сутки. “С конца сентября будем обрабатывать до 200 вагонов и порядка 300-350 машин”, – отмечает Гунько. Именно на конец сентября у ЕВТ было запланировано открытие второго склада напольного хранения (отметим, что на момент публикации склад уже введен в эксплуатацию). Вместе с ним емкость единовременного хранения терминала теперь составляет 206 тыс. тонн, но и на этом руководство терминала останавливаться не планирует.

3 Строящийся новый склад (вторая очередь) (2)

Второй склад напольного хранения на этапе строительства

Дмитрий Манолюк показывает территорию терминала. “Это склад на 90 тыс. тонн единовременного хранения. Мы сейчас туда поставили мобильные перегородки, чтобы разделить рапс и пшеницу, но в плане он будет неделимый. Второй склад идентичен первому – на 90 тыс. тонн. В будущем мы планируем один склад отдать под кукурузу, второй – под пшеницу, либо пшеницу и сою”, – рассказывает он. Также имеются 4 силоса емкостью по 6,5 тыс. тонн.

Манолюк

Дмитрий Манолюк

К следующему сезону компания намерена увеличить объемы хранения до 250 тыс. тонн за счет силосов общей емкостью около 50 тыс. тонн – это 8 дополнительных “банок”. В этом маркетинговом году в ЕВТ рассчитывают перевалить 1,5-2 млн тонн зерновых, в следующем – намерен выйти на 2-3 млн тонн.

Лаборатория

Всего на предприятии трудится 188 человек, из них 30 – админперсонал, остальные – рабочие, сотрудники лаборатории, охрана.

Наше знакомство с производственной частью терминала начинается с производственно-технологической лаборатории.

4 въезд

Въезд для автотранспорта.

Она располагается в двух помещениях, каждое из которых имеет комнаты для выделения и хранения проб, технического анализа. В первом помещении проводится отбор проб и определение качества зерна, поступившего на терминал автомобильным транспортом. Во втором – выделение проб и определение качества зерна, поступившего на терминал железнодорожным транспортом, а также отгруженного на суда.

23-жд

Терминал может принимать до 200 вагонов в сутки

Отбор проб зерна в автолаборатории выполняется с помощью автоматического пробоотборника, далее по пневмосистеме проба попадает в автоматический делитель, где проводится ее смешивание. После выделения пробы проводится органолептический анализ, а также анализы на зараженность, наличие амброзии, натуру зерна. Затем – остальные анализы, предусмотренные нормативными документами на данную культуру.

7 лаборатория девушка

В лаборатории

Начальник лаборатории Галина Прудкая рассказывает о своей работе с увлечением: “Продолжительность определения качества зерна зависит от его вида и длится в среднем от 20 минут до 1 часа 20 минут. Персонал лаборатории старается максимально ускорить процесс. Это возможно благодаря новейшему зарубежному лабораторному оборудованию. Оно позволяет достигать наибольшей точности и максимальной скорости в определении качества”.

8 шопен

Сушильный шкаф в лаборатории

Например, экспресс-анализатор Aquamatic 5200 шведской фирмы Perten дает возможность за 10 секунд определить влажность в образце, тогда как длительность анализа стандартным методом занимает от 1 часа до 1 часа 20 минут. “С помощью сушильного шкафа французской фирмы Chopin есть возможность проводить определение влажности сразу нескольких проб, без изменения температуры их высушивания, что позволяет исключить погрешность в определении влажности”, – говорит руководитель лаборатории.

9 зерно

Бракованные образцы

Сфера измерений лаборатории позволяет определять качество зерна не только по ГОСТам и ДСТУ, но и по методикам ISO, говорит Прудкая. “Например, для этой цели используется система Glutomatic 2200, позволяющая быстро определить содержание сырого и сухого глютена, а также индекса глютена. Эти показатели необходимы для формирования экспортных партий зерна. Хотя проводится и ручная отмывка клейковины при приемке пшеницы и ее размещении”, – объясняет она.

Всего лаборатория аттестована на тестирование качества 10 зерновых культур, из них в этом МГ производилась перевалка шести.

“Неудобная” культура и поиск “золотой середины”

“Конечно же, очень хочется работать на монокультуре. Заходить и весь год переваливать фуражную кукурузу. В ней только 5 показателей и анализ делается очень быстро. Пшеница же, особенно продовольственная, отличается тем, что надо мыть клейковину. И вот этот момент занимает у лаборатории минут 40. Но рынок диктует свои условия: клиент приходит и говорит: “Я хочу и пшеницу, и кукурузу, и сою, и рапс”. И мы должны предоставлять наилучший сервис”, – рассказывает Дмитрий Манолюк.

12 банки

На предприятии находятся в поиске решений по оптимальному заполнению мощностей

В итоге, с начала своей работы терминал ЕВТ переваливал уже 7 культур, включая горох и рапс для компании Glencore, которая до этого несколько лет не присутствовала на рынке Николаевской области. Рапс – “неудобная” для перевалки культура, поскольку она очень мелкая и есть риск, что при подъеме на конвейере она начнет скатываться. “Мы прогнали (пробную партию – ЦТС) – все оказалось хорошо. В итоге мы подписали контракт, сделали уже два судна, в этом месяце будет третье. То есть, 100 тыс. тонн по рапсу мы перейдем”, – говорит Дмитрий.

11 банки

С начала своей работы терминал ЕВТ переваливал уже 7 культур

Найти баланс между требованиями клиента и эргономичным использованием мощностей терминала – пожалуй, самая сложная задача. К примеру, в этом сезоне в Украине, по прогнозам, ожидается порядка 27 млн тонн кукурузы на экспорт и 19 млн тонн пшеницы. При этом сои за границу будет переваливаться почти 2,5 млн тонн, и, несмотря на сравнительно небольшой объем, спрос на хранение и перевалку этой культуры тоже есть. “То есть, фактически кукурузы и пшеницы будет намного больше, чем сои. Поэтому мы хотим найти золотую середину, чтобы и оказать услугу клиенту, например, в его желании перевалить сою, и одновременно предотвратить ситуацию, что мы, допустим, начнем засыпать банку соей, а он завез половину банки – и пока больше купить не может. У нас похожая ситуация была с горохом… Поэтому теперь мы очень аккуратно выверяем пропорции квот – что куда сложить, какой груз за каким идет, очень тщательно занимаемся диспетчеризацией на подходах к терминалу”, – объясняет коммерческий директор “ЕВТ Грейн”.

Немецкая судопогрузочная машина и планы на второй причал

За лабораторией находится автовесовая. После взвешивания здесь же происходит разгрузка автомобилей. Сначала машина открывает борт, затем срабатывает опрокидыватель, зерно высыпается в расположенные снизу емкости и отправляется по конвейеру либо в напольный склад, либо в один из силосов. Из 6 опрокидывателей пока работает 3, под остальными идет монтаж второй линии приемки.

28-авто

Станция разгрузки автотранспорта

Параллельно работает станция разгрузки вагонов. Там два пути, непосредственно для разгрузки используется пока только один. Второй путь, не оснащенный конвейерами, используется для отстоя вагонов в случае “вылета” по каким-либо параметрам зерна. На момент нашего посещения на терминал как раз прибыли части конвейера приемки для второго ж/д пути и начинался монтаж. Все конвейеры на ЕВТ – швейцарской компании Buhler.

27-зерно

Выгрузка зерна с автотранспорта

Отслеживая путь зерна, направляемся непосредственно к складу. Сквозь открытые ворота видим работу погрузчика. “В полу склада есть две галереи. По ним 60% зерна уходит самотеком, 40% – помогает подрабатывать ковшевой погрузчик. Он собирает зерно из труднодоступных мест, например, углов и подталкивает его к конвейерам. Потому что есть углы, места под стеной”, – поясняет Манолюк.

Дальше самое интересное – судопогрузочная машина, причем в работе. Для съемки на причале нам требуется разрешение Госпогранслужбы. Получая его, отправляемся рассматривать гигантский агрегат, который в этот момент наполняет трюмы сухогруза Bulk Aries.

18-балкер-погрузка

Судопогрузочная машина

“Как правильно его назвать? Кран?” – спрашиваю я. “Это судопогрузочная машина компании Neuero. Производительность 1 тыс. тонн в час, но на это судно мы работаем даже чуть больше – 1025-1030 тонн в час”, – отвечает Манолюк.

Простыми словами, внутри машины по конвейерам зерно из склада подается на выгрузку на судно. Сама машина способна передвигаться вдоль причала по рельсам, обеспечивая погрузку по всей длине судна. Самые быстрые темпы погрузки вначале, когда машина просто заполняет пустые трюмы. Ближе к концу работа замедляется, поскольку необходимо равномерно распределить груз по трюмам – немного досыпать тут, немного там…

24-погрузочная-машина

Внутри машины видим бункерные весы. “Они нужны для того, чтобы четко до сотен килограммов высчитать, сколько мы грузим на судно. Очень часто капитаны любят считать по драфту. То есть, не по весам, а по осадке судна. Но она очень сильно зависит от воды, от ее солености, от волн. Драфт “гуляет” до 0,5%. Но есть условие, что если весы находятся в зрительной видимости судна, то вес считается по весам”, – говорит Дмитрий.

В планах на ближайшее будущее у компании – строительство второго причала, который будет расположен последовательно сразу за первым. Для него в ЕВТ намерены установить еще один судопогрузчик, однако, в отличие от первого, он сможет передвигаться по рельсам по обоим причалам и, таким образом, при необходимости использоваться и там, и там.

19-балкер

На терминале планируют строить еще один причал и установить вторую погрузочную машину

“Всего можем построить 7 причалов разной направленности. Первый причал у нас специализированный зерновой. Следующий планируем построить универсальный.  С него будем грузить и зерно, и генеральные грузы, а последующие терминалы могут быть как наливные, так и навалочные”, – рассказывает о планах расширения Сергей Гунько.

22-порт

В компании заявляют, что могут построить 7 причалов – место для этого есть.

Поднявшись на работающую погрузочную машину, осматриваем территорию терминала: сверху очень хорошо видны и имеющиеся мощности, и достраиваемый новый склад. “По проекту вся эта территория будет застроена “банками”, – показывает Манолюк.

Ж/д инфраструктуры хватает… пока

Вернувшись в офис, задаю руководству предприятия несколько назревших в ходе посещения вопросов. В первую очередь интересует, как тут решают проблему “бутылочного горлышка”, характерную сегодня почти для любого более-менее активного перевалочного узла. А именно: хватает ли возможностей железной дороги? И что будет, когда объемы начнут расти?

“На участке от Николаев-Грузовой до Николаев-Сортировочный, по-моему, сейчас ходит один большой магистральный тепловоз. Станция не электрифицирована, поэтому тепловозом все таскают. Хотелось бы лучше, но пока для нас некритично”, – отвечает Сергей Гунько. Однако по поводу будущего, с его слов, сомнения есть, ведь перевалку наращивает не только ЕВТ, но и соседи – “Ника-Тера”, “Аскет-Шиппинг”.

26-вагоны

Критических ситуаций с УЗ у терминала пока не возникало, но в дальнейшем могут быть проблемы

“Мы не можем “Укрзализныце” диктовать свои условия. Критических случаев, когда на наш адрес заходят вагоны и мы не можем их подать под разгрузку, к счастью, не было. Пока инфраструктуры железной дороги хватает. Но в ближайшее время, наверное, это закончится” – констатирует топ-менеджер.

По поводу соседства с той же “Ника-Терой” и конкуренции, Гунько тоже пока спокоен: говорит, рынок зерна в Украине очень большой, грузов хватает всем.

20-буксиры

Задаю еще один интересующий меня вопрос: не планирует ли ЕВТ поучаствовать в концессии госстивидора Ольвия, чьи мощности отсюда очень близко – всего в паре километров?

17-буксир

Концессией в соседней Ольвии ЕВТ не интересуется

“У нас есть куда и где развиваться. На территории, которая принадлежит ЕВТ, мы можем построить еще как минимум 6 терминалов. Зачем нам искать счастья на стороне, если мы можем это сделать у себя быстрее и понятнее? Поэтому на данный момент мы не рассматриваем вариант участия в концессии Ольвии или других объектов”, – резюмирует Гунько.

Площадь предприятия в самом деле большая, и разогнаться еще есть где: из 86 гектаров, находящихся в частной собственности компании, под терминал пока используются всего 13. Кроме того, помимо земли, ЕВТ также является собственником подъездных путей – авто и ж/д.

https://cfts.org.ua

Інші думки

Благодійний фонд Зв'язатися з нами

© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua Розробка сайту