В мировой практике внедрение системы НАССР подразумевает 12 (5 подготовительных этапов и 7 принципов НАССР) или 14 основных шагов (7 подготовительных + 7 принципов НАССР).
Во время семинаров, которые в прошлом году проводила Украинская зерновая ассоциация (УЗА) при поддержке ЕБРР (Европейского Банка Реконструкции и Развития) в рамках инициативы EU4Business, а также при содействии Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины мы приводили пример 12 последовательных шагов по внедрению системы НАССР.
Эффективное внедрение системы начинается непосредственно с вовлеченности и заинтересованности высшего руководства компании в процесс. Подход к системе не должен быть формальный, и руководство своим отношением и поведением на личном примере должно показывать важность внедрения и функционирования системы НАССР на предприятии.
Для внедрения системы требуются человеческие, информационные и финансовые ресурсы, а это может обеспечить только высшее руководство. Также руководство должно быть осведомлено об основах системы НАССР, оказывать поддержку во внедрении, проводить анализ внедрения и обязательно по результатам анализа оказывать поддержку в усовершенствовании системы НАССР на предприятии.
А теперь непосредственно о шагах внедрения системы НАССР:
Шаг 1. Организовать группу HACCP. Как мы помним из прошлого блога, рекомендуется, чтобы группа по пищевой и кормовой безопасности (группа НАССР), включала минимум по одному представителю каждого участка (лаборатория (контроль качества и безопасности), производство, инженерная служба, логистика) по всей цепочке приемки, подработки, хранения и отгрузки. Ведь каждый отдельно взятый специалист владеет необходимыми знаниями, например, условия хранения — это в компетенции лаборатории, техническое обслуживание и поддержание в исправном состоянии подъёмников, конвейеров и двигателей, которые могут быть источником химического и физического опасного фактора, это компетенция инженерной службы.
Шаг 2. Описать продукт, сырье и вспомогательные материалы. Рекомендуется описать название, характеристики, происхождение, целевое назначение, маркировку, срок и условия хранения, условия приема и отгрузки, транспортировки, опасные факторы для продукции.
– Происхождение продукта важно для более четкого определения опасных факторов, которые могут быть характерными для определенного региона выращивания.
– Целевое назначение определяет, необходима ли последующая обработка продукции, или продукция уже готова к употреблению.
– Условия хранения, температура и влага, их соблюдение для обеспечения безопасности продукции и предотвращения возникновения повышения рисков, образования зараженности, самосогревания, возможного возникновения микотоксинов.
– Условия транспортировки, чистота транспортных средств перед погрузкой, раздельное использование транспортных средств для перевозки продовольственной и непродовольственной продукции, накрытие продукции с целью предотвращения попадания посторонних предметов, осадков либо вредителей в продукцию.
– И немаловажно описать опасные факторы: химический, биологический и физический, которые характерны для продукции, которую мы описываем, это минимизирует вероятность того, что вы что-то забудете при проведении идентификации опасных факторов и оценке рисков.
Шаг 3. Идентифицировать целевое назначение продукции. Рекомендуется определить целевое назначение для последующей переработки для потребителей, чувствительные группы потребителей, вероятно неправильное потребление.
Шаг 4. Разработать блок-схему технологического процесса. Необходимо разработать блок-схему, отображающую все технологические этапы на предприятии, которые могут повлиять на безопасность продукции. Чаще всего основные этапы у элеваторов одни и те же:
– подготовка мест хранения перед заготовкой,
– приемка продукции,
– перемещение продукции в места хранения,
– подработка (сепарация, сушка),
– длительное хранение продукции,
– перемещение продукции на отгрузку,
– отгрузка продукции.
Могут быть некоторые особенности, такие как временное хранение, упаковка в мешки и т.д.
Шаг 5. Проверить блок-схему на месте. Блок-схему рекомендуется проверить «в полях», непосредственно на элеваторе, для подтверждения соответствия того, что группа по пищевой и кормовой безопасности предприятия описала.
УЗА и не только, а также другие профильные организации как Ассоциация по интеграции НАССР, регулярно проводят семинары на данную тему, и все желающие могут посетить и более детально узнать о каждом шаге внедрения системы НАССР.
В следующем блоге мы поговорим о семи принципах системы НАССР и практической реализации на элеваторах.
Вадим Турянчик, советник президента Украинской зерновой ассоциации по пищевой и кормовой безопасности
© Асоціація виробників,
переробників та експортерів зерна, 1997-2025.
При цитуванні і використанні будь-яких матеріалів
посилання на Українську зернову асоціацію обов'язкове.
При використанні в інтернет обов'язкове так само
гіперпосилання на https://uga.ua
Розробка сайту
Для реєстрації на сайті зверніться, будь ласка, до адміністрації УЗА admin@uga.ua