Зв'язатися з нами
Search
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt
Search in comments
Filter by Custom Post Type

/ Реєстрація

Маршрутизация поставок зерна в порты Украины

Назад до думок експертів

Темпы роста экспорта зерна явно опережают темпы роста перевозок по железной дороге. «Укрзализныця» отстает. Об этом свидетельствуют цифры. Если четыре года назад УЗ возила в порты около 80% зерна, то три года назад – 67%. В 2018 году – до 63%.

Причин на то у железнодорожников много.  Одна из больших сложностей – собрать зерно с линейных элеваторов,  разбросанных по всем полям страны, и сформировать полноценный состав. Понятно, что прогоны вагонов к мелким зернохранилищам – это дополнительные простои, расходы  ресурсов, снижение вагонооборота.  Можно выстроить логистику с использованием современных цифровых технологий таким образом, чтобы ускорить процесс доставки и минимизировать затраты. А можно, как настаивает монополист «Укрзализныця», сосредоточиться на обслуживании только нескольких крупных элеваторов, заняться так называемой маршрутизацией – гонять составы по определенным маршрутам с четким расписанием. Таким образом, например, можно частично решить вопрос нехватки локомотивов.

Года четыре назад, когда термин «маршрутизация» применительно к зерну только появился на слуху, слово сказала наука, и оно было опубликовано на страницах нашего журнала.  Сравнивая успешный опыт США с желанием внедрить этот способ в нашей стране, специалисты Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта показали, что добиться эффективности от тотальной маршрутизации в Украине невозможно. Для этого нашим полям не хватает американских масштабов, расстояний. Кроме того,  разбросанная по побережью портовая инфраструктура не приспособлена к этому.

По подсчетам ученых, для эффективной и бесперебойной доставки зерна  маршрутами к портам только на Одесском железнодорожном узле надо создать мощности для единовременного накопления на 1 млн тонн зерна. Иначе доставка зерна на существующие портовые терминалы съест весь эффект от маршрутизации. Либо придется сосредоточиться на работе только с ограниченным числом крупных элеваторов и терминалов. Это приведет к монополизации рынка как на полях, так и на море. При этом не будет решена проблема доставки урожая со всех полей страны, ведь подавляющее большинство линейных элеваторов Украины не имеют нужных параметров для маршрутизации.

Но со временем в «Укрзализныце» все напористее стали настаивать именно на тотальной маршрутизации, чему свидетельствует обсуждение этого вопроса на различных конференциях,  встречах, которые состоялись в конце мая 2019 года в Одессе в ходе Транспортной недели.

Доводы директора департамента стратегического развития и инвестиционной политики АО «Укрзализныця» Антона Саболевского, который участвовал в панельной дискуссии на конференции «Грейн Юкрейн 2019», звучали так. По сути, в Украине две железные дороги, одна перевозит 97% всех грузов, вторая, обслуживающая  80 тыс. км (читай  разбросанные по стране линейные элеваторы), перевозит всего 3%. УЗ приходится финансировать содержание этой структуры. Зачем? Что нам важнее, задавал риторические вопросы выступающий, иметь элеватор, который грузит 5 вагонов в месяц, и субсидировать его за счет железной дороги? Нам важна рентабельность, а всем участникам рынка – ускорение при доставке груза.

Для сравнения была приведена статистика. На формирование/расформирование вагона при маршрутной отправке уходит на трое суток меньше, чем при  повагонной отправке. Исходя из этого, в УЗ считают, что маршруты справятся с поставкой всего объема экспорта.

С расчетами, которыми УЗ аргументирует отказ обслуживать мелкие линейные элеваторы, не согласен заместитель генерального директора по логистике ТД «Дельта Вилмар» Валерий Ткачев:

«Сегодня в Украине примерно 1 тыс. сертифицированных зерновых складов, 800 из них имеют доступ к железной дороге.  «Укрзализныця» в  приоритетном порядке отдает локомотивы и зерновозы только 77 маршрутным станциям. Таким образом, 90% элеваторов, а это 90% сельхозпроизводителей, просто отрезаны от железнодорожной  инфраструктуры.

Маршрутные станции расположены неравномерно по территории Украины.  36 станций из 77 находятся на Юго-Западной железной дороге, 19 – на Южной, 12 – в Одесской. На Приднепровской, Донецкой – по одной, на Львовской – пять. Но ведь зерно производят во всех областях Украины.

Другой  важный момент: на 77 маршрутных станциях находятся элеваторы пяти-шести агроигроков, и они в итоге монополизируют рынок зерна.  Я как представитель средней компании  выступаю против. Пока есть конкуренция, рынок, зерновой в том числе, развивается».

Николай Мирошниченко, директор по логистике компании Kernel, самого большого зерновозовладельца в Украине, тоже не сторонник тотального отказа от привычной системы доставки грузов. У этой компании есть опыт маршрутизации. Совместно с «Укрзализницей» она осуществляет пилотный проект «Нитки графика» – маршрутные отправки зерновых по графику. Реализация этого проекта уже показала эффект. Средний оборот вагона составил пять-шесть дней, в два раза быстрее нынешнего стандарта для УЗ.  

«Но мы, обладая неплохим числом маршрутных элеваторов – 10 процентов от их общей мощности в Украине, – говорил  Николай Мирошниченко, – не можем утверждать, что весь свой бизнес мы можем делать только через них. Мы не можем отказаться от других линейных элеваторов. И это является проблемой. Надо решать, как эффективно выезжать с немаршрутных элеваторов».

Компания Kernel запустила первую в Украине онлайн-платформу для совместного осуществления железнодорожных перевозок Transithub. Предлагается в режиме онлайн информировать участников рынка относительно логистики перевозок «Кернел» для формирования ступенчатых общих сборных маршрутов.

Идея хорошая, но ограничена рамками частной компании. Участники рынка утверждают: чтобы продвинуть идею общих ступенчатых  маршрутов и сделать ее привлекательной для всех игроков агробизнеса, нужно пересмотреть тарификацию, сделать сборные маршруты  дешевле. Но этот вопрос в ведении УЗ. Она пока не планирует интегрировать частную онлайн-платформу  в свои программы, вообще не планирует подобные проекты.

Тем не менее, выступление представителя Kernel на разных площадках Транспортной недели было довольно оптимистично: «Мы приветствуем встречные инициативы. Практика показывает, совместно с «Укрзализныцей» можно решать проблемы».

https://ports.com.ua

Інші думки

Благодійний фонд Зв'язатися з нами

© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua Розробка сайту