На заседании штаба, который возглавил первый замминистра агрополитики Максим Мартынюк, обсуждалось как глобальное усовершенствование логистики зерновых в целом, так и сложности с перевозкой грузов, возникшие у конкретных зернотрейдеров.
С локальными проблемами трейдеров предстоит разбираться специально созданной рабочей группе. Ее совещание в режиме онлайн запланировано на ближайший четверг, 1 ноября – сообщил iAgro депутат Верховной Рады Алексей Мушак.
С долгосрочными задачами все оказалось сложнее. По словам участников заседания, руководство «Укрзализныци» предложило зернотрейдерам перенять опыт организации перевозок, в частности, США и Австралии – то есть планировать отправку грузов заблаговременно и заключать с железной дорогой контракт на перевозку определенного объема зерна. А уже к этим планам и контрактам железнодорожная администрация намерена привязывать тарифы на аренду вагонов и услуги локомотивной тяги. «Но у трейдеров зерно отправляется в порт со всей страны, и не все из них могут составить план на квартал», – парирует Алексей Мушак.
По мнению зампредседателя Ассоциации «Всеукраинская аграрная рада» Михаила Соколова, метод, предлагаемый УЗ, утопичен: железная дорога стремится привязать объемы перевозок к собственнику груза, а в украинских реалиях это невозможно. «Укрзализныця привела в пример США, но там собственник элеватора и зерна – одно и то же лицо, а у нас – разные. И привязывать в наших реалиях планирование к собственнику зерна – это тупик», – считает он.
Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев отметил, что стороны будут пытаться выработать формулу, которая бы позволила увеличить глубину планирования и повысить эффективность перевозок. «Но скажу сразу, что быстрого решения логистической проблемы не существует», – добавил он.
По словам Горбачева, УЗА сейчас участвует в разработке нового закона «О железнодорожном транспорте», и он может быть готов через 2-3 недели. Напомним, закон с аналогичным названием, который должен был урегулировать введение частной тяги на железной дороге, Верховная Рада провалила 18 октября.
Следующее заседание оперативного штаба запланировано через неделю, на 6 ноября. Также, по словам Алексея Мушака, рассматриваются варианты аналогичных заседаний на местном уровне. «Аграрии жаловались на слабую коммуникацию «Укрзализныци» с ее средним и низовым звеном. В Киеве можно о многом договариваться, а на местах – или ничего не делается, или делается не так», – говорит он.
По информации Минагрополитики, все сообщения о проблемных логистических ситуациях можно отправлять на электронную почту logist@minagro.gov.ua или на «гарячую линию» министерства по тел.: 0 800 215 010.