Связаться с нами
Search
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt
Search in comments
Filter by Custom Post Type

/ Регистрация

УДАЧНЫЙ ГОД: ЭКСПОРТ ЗЕРНОВЫХ И МАСЛИЧНЫХ ИЗ УКРАИНЫ ТОЖЕ ИДЕТ НА РЕКОРД

Назад ко всем новостям

УЗА прогнозирует показатель в 52,5 млн тонн

Украинская зерновая ассоциация, объединяющая крупнейшие компании-экспортеры украинских зерновых, подвела итоги 2018 года. Президент УЗА Николай Горбачев рассказал о том, о каких объемах экспорта зерновых из Украины можно говорить в этом маркетинговом году, какие новые-старые рынки могут открыться для украинского зерна, почему необходимо внедрение частной тяги на железной дороге, и в каких портах могут появиться новые зерновые терминалы.

Об экспорте

При рекордном урожае зерновых в Украине в 2018/2019 маркетинговом году в объеме 91,8 млн т, общий экспорт зерновых и масличных из Украины также ожидается на рекордном на уровне – 52,5 млн. т. В том числе по кукурузе экспорт будет на уровне 27 млн т, пшеницы – 16 млн т, ячменя – 3,9 млн т. Основные направления экспорта традиционные – страны ЕС (с приоритетом на Испанию), а также Северная Африка и Азия.

При увеличении объемов производства зерна в Украине, весь этот прирост пойдет в Азию, потому что именно там ожидается очень существенный рост численности населения. Например, в Индии ежегодно оно увеличивается на 30 млн человек. К этому также можно добавить и большой прирост населения в Китае и Индонезии. Мировой рынок работает, как пылесос, и сколько бы мы ни выращивали зерновых, у нас будет возможность все это продать.

О новом-старом перспективном рынке

Во Вьетнаме сегодня проживает 80 млн человек, и это очень перспективный рынок для украинского зерна. Три года назад фитосанитарная служба Вьетнама заблокировала ввоз нашей пшеницы и ячменя – после того как обнаружила два контейнера с ячменем с поддельными украинскими сертификатами. Два года мы работали с фитосанитарной службой Вьетнама, доказывая, что Украина не имеет никакого отношения к этому инциденту. УЗА наконец удалось добиться, чтобы рынок Вьетнама снова был открыт для украинского зерна.

Но сегодня активной торговли зерновыми с Вьетнамом еще нет – мешает 5%-ная пошлина на импорт нашей продукции. Поэтому УЗА продолжает работу уже в этом направлении, однако снятие пошлины займет определенное время. Украинская пшеница на рынке Вьетнама по сравнению с австралийской дешевле на 30 долл./т, поэтому она имеет ценовые конкурентные преимущества даже при 5%-ной пошлине (около 10-12 долл./т).

О рынках Индонезии и Китая

Экспорт зерновых в Индонезию пока продолжается, однако с 1 января 2019 года индонезийские власти вводят в действие требование по обязательной прожарке украинской пшеницы. Мы надеемся, что эта проблема будет решена и не отразится на объемах украинского экспорта в эту страну. В данной ситуации наша основная задача – доказать фитосанитарной службе Индонезии, что эта пшеница в процессе помола уже подвергается термической обработке, поэтому дополнительная предварительная термообработка не имеет никакого смысла.

У нас также появился новый покупатель ячменя – Китай. Сейчас КНР увеличивает производство мяса, поэтому для страны стали интересны все фуражные зерновые. Так что в текущем сезоне мы увидим гораздо более высокие показатели по экспорту ячменя и кукурузы в этом направлении. По украинской кукурузе Китай уже занял первое место в 2017/2018 МГ с объемом 2,5 млн тонн, а по ячменю – второе после Саудовской Аравии с объемом 0,8 млн тонн.

О логистике

Самый большой вызов для рынка зерновых – логистика. Эту проблему нельзя решить административно, ее решение лежит на законодательном уровне – нужно разрешить допуск частной тяги на железную дорогу. Задача УЗА – показать государству, что конкуренция на железной дороге между частными перевозчиками, между частными владельцами электровозов, тепловозов и вагонов создаст оптимальные условия для потребителей услуг.

В этом году парк локомотивов «Укрзализныци» составлял 3 566 машин. Поэтому покупка 30 новых тепловозов у General Electric ничего не решает для зернового бизнеса, который занимает всего от 10-15% в структуре грузовых перевозок по железной дороге. Допуск частной тяги – это единственный способ, который позволит в перспективе 1-2 лет решить проблему доставки зерна с элеваторов в порты Украины.

По портовым терминалам я не ожидаю никаких проблем – этот бизнес достаточно прибыльный, и в ближайшие несколько лет будет происходить прирост емкостей портовых терминалов. Сейчас идет процесс подготовки передачи в концессию порта «Ольвия», и уже четыре компании хотят строить там свои портовые зерновые терминалы. «Ольвия» – это огромный порт площадью более 160 га, а для строительства зернового терминала вполне достаточно и 4 га.

Об убытках из-за конфликта на Азове

Эскалация ситуации в Азовском море негативно влияет на рынок и усложняет логистику. Расположенные там порты Бердянска и Мариуполя в среднем перегружают до 5% объема общеукраинского экспорта зерна, это около 2 млн тонн. На фоне 45-50 млн тонн экспорта зерновых из Украины цифра небольшая. Но возникшая в этом регионе ситуация – негативный сигнал для инвесторов.

Зернотрейдеры, которые использовали порты Бердянска и Мариуполя, теперь могут понести дополнительные расходы, перенаправляя грузы в порты Черного моря. Эти затраты оцениваются в 10-15 долларов на тонну, а если учесть, что через порты Азовского моря переваливалось 2 млн тонн зерна, то суммарный объем дополнительных расходов составит 20-30 млн долларов.

АгроИнсайдер

Еще новости

Связаться с нами

© Ассоциация
производителей, переработчиков и экспортеров зерна
, 1997-2018.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga.ua Разработка сайта