Портовые сборы в Украине значительно выше, чем в других портах региона и в конкурирующих экспортных портах мира. Хотя Кабмин принял решение о снижении последних на 20% (с января с.г.), их конкурентоспособность все равно остается низкой, ведь на момент принятия указанного распоряжения ставки в 2-3 раза превышали принятые в других международных инфраструктурных объектах. К тому же, в общем отечественные порты Украины получают доход от 14 до 20 сборов, тогда как средний показатель в мире — 10, а в Европе — максимум 5. Помимо того, их снижение будет иметь ощутимый экономический эффект: доходы от экспорта вырастут на миллионы долларов в год.
Об этом шла речь на круглом столе «Снижение портовых сборов как необходимое условие повышения конкурентоспособности украинского экспорта и развития экономики» в УСПП.
Представители отраслевых ассоциаций, экспертных организаций, Мининфраструктуры и Всемирного банка обсудили пути повышения конкурентоспособности украинских морских портов за счет удешевления стоимости логистики в сфере морских перевозок.
«Портовые сборы — это вопрос инфраструктурной и инвестиционной политики в целом, ведь низкая конкурентоспособность в Черноморско-Азовском бассейне не может быть решена только за счет одного-двух шагов в данном направлении. Также это касается прозрачности использования средств из прибыли, которые должны идти на модернизацию портов, как это делается во всем мире», — отметил президент УСПП Анатолий Кинах.
Он рассказал, что по оценке Всемирного экономического форума, качество портовой инфраструктуры Украины заметно уступает в международных рейтингах позициям основных конкурентов в Черноморско-Азовском бассейне. Согласно индексу эффективности логистики, который формируется Всемирным Банком, Украина в 2016 году заняла 80 место из 160 стран (в 2014 году — 61).
Наихудшими критериями, по которым формируется индекс эффективности логистики в Украине, определены низкая эффективность таможенного и пограничного контроля, неудовлетворительная транспортная инфраструктура и качество логистических услуг, сложность процесса организации транспортировки товаров по конкурентоспособной цене.
По расчетам экспертов Международной финансовой корпорации IFC (Группа Всемирного банка), снижение портовых сборов на 63% может привести к увеличению дохода от экспорта на 93 млн. долларов в год, и, учитывая интеграцию этих средств в экономику, сумма может составлять даже 166 млн. долларов ежегодно.
По словам консультанта проекта IFC Эдварда Лейнга, расходы украинских экспортеров в портах выше, чем в других странах мира, на 20 долларов за тонну.
Ими предлагается установить ставки портовых сборов на основе затрат, прекратить практику отчисления прибыли в госбюджет, а экономические интересы — доходы экспортеров и низкие цены для потребителей — должны превалировать над интересами АМПУ (Администрации морских портов Украины).
Присутствовавшая на мероприятии представитель Мининфраструктуры Наталья Ярмоленко заметила, что министерство учло большинство предложений Всемирного банка в своей методике расчетов. Но последняя по значению уступает нормам действующего закона «О морских портах Украины», поэтому сейчас ведомство готовит законодательные предложения в этой части.
Участники круглого стола считают целесообразным утвердить решением правительства Стратегию развития морских портов до 2038 года, границы территорий, акваторий морпортов, порядок компенсаций инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры.
Учитывая, что ставки портов уже были снижены на 20%, предлагается дальнейшее их снижение на 54%. Это помогло бы производителям всех отраслей и сгенерировало бы для экономики Украины 825 млн. долларов или около 1% ВВП.
«При дальнейшем реформировании системы ставок портовых сборов нужно формировать государственную политику, целью которой будет минимизация стоимости торговли с Украиной, а не получение прибыли администрацией порта», — отметили собравшиеся.
Эти и другие предложения будут направлены в адрес Кабмина и Мининфраструктуры.
© Всеукраинская общественная организация производителей, переработчиков и экспортеров зерна, 1997-2024.
При цитировании и использовании любых
материалов ссылка на Украинскую зерновую
ассоциацию обязательна.При использовании в
интернет обязательна так же гиперссылка
на http://uga-port.org.ua
Разработка сайта
Для регистрации на сайте обратитесь, пожалуйста, к администрации УЗА admin@uga.ua