Зв'язатися з нами
Search
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in excerpt
Search in comments
Filter by Custom Post Type

/ Реєстрація

Агротитаны встретились в Одессе

Назад до думок експертів

Итоги III Международной конференции GRAIN UKRAINE 2018

В начале сентября в Одессе прошла ІІІ Международная конференция GRAIN UKRAINE – отраслевая платформа для диалога крупнейших представителей аграрного рынка, руководителей украинских агропродовольственных компаний, коммерческих и инвестиционных банков и др. Слоган мероприятия – «Агротитаны встречаются здесь!»

«Порты Украины» побывали на мероприятии, где собрались ключевые игроки мирового аграрного рынка.

Слово за инвестором

«Сегодня прекрасный день для работы: дожди, все надели пиджаки, некоторые даже проспали, потягиваются», – улыбается со сцены концерт-холла «Сады Победы», где проходит конференция, гендиректор компании «ТИС» Андрей Ставницер.

«Примерно раз в неделю меня спрашивают, как нам удалось договориться с Cargill о партнерстве в 2015 году, когда война была в самом разгаре. И я отвечаю again and again – Украина того стоит. Аграрный потенциал нашей страны, трудолюбие и находчивость наших фермеров, качество нашего зерна, масла, овощей и фруктов, молока и меда достаточно хороши, чтобы с нами работать и на нас зарабатывать», – говорит он. По его словам, обсуждение военных рисков в наших переговорах обычно занимает в десятки раз меньше времени, чем вопросы коррумпированных судей, прозрачности налоговой системы, простоты ведения бизнеса. И даже это преодолимо – при наличии сильного местного партнера, «который переводит с инвесторского на украинский чиновничий».

«Сегодня нас на земле почти восемь миллиардов! Мировой рынок премиальных органических продуктов растет на 10% в год и уже приблизился к $100 млрд. Потребители готовы платить за качественную еду, а если рынок есть – коррупция сдается перед здравым смыслом и предпринимательской волей. Приход к нам мультинациональных корпораций, таких как новый завод Bayer, будет повышать планку качества и делать правила игры все прозрачнее. Украина будет кормить мир не только хлебом, но и мясом, молоком, фруктами. А в дальнейшем и продуктами переработки с высокой добавленной стоимостью. И наша страна, наконец, станет food basket of the world», – заявил спикер.

Прогнозы по рынку

Пожалуй, всех участников конференции интересовали перспективы экспорта нового урожая зерновых. Заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева отметила, что уборка зерновых в Украине идет по плану, и Минагрополитики прогнозирует, что валовой сбор зерновых составит не менее 60 млн тонн. «Мы соберем меньше зерновых, чем в прошлом году, поскольку «просели» в пшенице, но при этом будет достаточно кукурузы. Так что ожидаемо экспорт останется на том же уровне, что и в прошлом году», – пояснила она.

«Украина традиционно экспортирует 15-16 млн тонн кукурузы. В этом сезоне можем добавить еще 3-4 миллиона и «выйти» на 20 млн тонн», – отметил во время выступления гендиректор COFCO Agri Ukraine Владимир Осадчук. «Традиционным рынком сбыта для украинской кукурузы является Европейский Союз. И, поскольку на сегодняшний день ценовая политика Украины намного ниже, чем у ближайших конкурентов – Бразилии, Аргентины и США, то к 16-17 млн тонн, которые мы традиционно экспортируем, можем добавить еще 3 млн тонн кукурузы в период октябрь-декабрь. В Китай ожидаем экспорт на уровне 2,7-2,8 млн тонн, что тоже даст нагрузку на октябрь-декабрь», – сказал руководитель компании.

По его словам, Китай интересует не только украинская кукуруза, но и соя. «Соя является главным исходным материалом для животного корма и растительного масла. Пока в Китае не определились с протеиновым потреблением, но доля протеина в виде шротов значительно не уменьшится. В начале сентября подписан контракт на поставку в Китай рапсового шрота из Индии, а год назад Китай утвердил импорт шрота из Украины. Ожидаемо, что Китай будет увеличивать долю импорта шротов из Украины, России и Индии», – спрогнозировал спикер.

Внешняя конъюнктура

Старший вице-президент R.J. O’Brien (США) Жолт Винце отметил, что торговая война между США и Китаем откроет новые возможности экспорта для Причерноморского региона. Потому что из-за введенной Китаем 25-процентной пошлины американская кукуруза стала на этом рынке неконкурентной. Украина же имеет большой потенциал для того, чтобы обеспечить всю импортную квоту для кукурузы в КНР (3,1-3,2 млн тонн). «Китай не хочет выходить на соевый рынок США, и это длится долгое время. США продолжают придерживаться агрессивной политики на кукурузном рынке. Это также влияет на Причерноморский регион. Важным вопросом является то, будет ли Россия ограничивать экспорт», – отметил он при этом.

Проблемы логистики

Участники конференции не могли обойти стороной вопрос эффективности зерновой логистики в Украине. «Сейчас 80% зерновых перевозится по железной дороге. Ей не хватает эффективности, это отставание, от которого страдают фермеры, моя команда и вся страна. Из-за этого мы проигрываем конкуренцию в Черноморском регионе», – сказал генеральный менеджер региона Дунай/Украина компании Cargill Василе Варварой. Он пожаловался на отсутствие прозрачной модели распределения вагонов (участники рынка не могут видеть, как этот процесс планируется и работает). И призвал «Укрзализныцю» отказаться от «льготного распределения составов». «Рынку нужны частные локомотивы. Есть закрытые станции, и нам надо с УЗ работать над их открытием», – добавил Варварой.

Во время панели «Инфраструктурные вызовы: спасение утопающих – дело рук самих утопающих» на теме неэффективных ж/д станций, которые хотела бы закрыть «Укрзализниця», остановились отдельно. Модератор дискуссии, президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев выразил мнение, что рано или поздно такие станции тоже станут частной собственностью или их кто-то возьмет в аренду.

Собственник транспортно-логистической компании ZERTEKl Юрий Щуклин выразил сомнение, что частные компании «поставят частный локомотив на участок, который никогда не окупится». «Я сегодня в футболке. Еще год назад я рвал на себе рубашку, требуя от «Укрзализници» выполнить все мои задачи. Потом я понял, что ставлю невыполнимую задачу. Даже если еще локомотивов купит. Я устранил препятствие – желание разных трейдеров вывезти зерно друг впереди друга, уговорил их сделать это синхронно. Выделенная тяга и вагоны дали УЗ результат в четыре раза больше, чем на соседнем участке. Я подтолкнул УЗ к тому, что она сама захотела работать так. Никакая другая мотивация, кроме экономической, не смогла ее подтолкнуть. Вагоны-зерновозы будут простаивать – невозможно обеспечить их работу круглогодично», – высказал он свое мнение. И добавил, что закон о частной тяге будет прописан самими ключевыми участниками, «чтобы получить Амстардам плюс».

Николай Горбачев не согласился с этим. «Вы говорите категориями, что кто-то кого-то должен заставить. Свободный рынок подразумевает договоренности. И если стороны не могут о чем-то договориться, тогда вступает регуляция. Но если надеяться, что государство, создав монопольную структуру, когда-нибудь одумается и что-то вам даст, то могу сказать точно, что ни в одной стране такого никогда не было. Частный рынок тяги создаст конкуренцию между такими компаниями, которые будут открываться, и конкуренция приведет к открытию рынка», – сказал модератор.

«Государственные компании – это абсолютное зло», – подчеркнул Горбачев, чем вызвал аплодисменты. Руководитель УЗА напомнил, что в свое время чиновники были против частных элеваторов. «Двадцать лет назад говорили: «Частные элеваторы? Нет, нет, нет! Это будет бардак на зерновом рынке! Мы потеряем контроль над продовольственной безопасностью страны! Мы доказали, что частные элеваторы привнесли новые способы управления», – сказал спикер. По этой аналогии он рекомендовал оставить «для обеспечения национальной безопасности» за государством такую инфраструктуру, как рельсы.

В свою очередь директор по экономике и финансам «Укрзализници» Андрей Рязанцев сообщил, что инфраструктура требует значительных вложений, и вопросы инфраструктуры остаются наиболее проблемными. А для того чтобы обновить основные фонды, компании необходимо в течение 23-30 лет заработать 1 трлн грн: необходимо профинансировать покупку 20 тыс. км инфраструктуры и 2 тыс. локомотивов.

В кулуарах

В перерывах участники конференции живо общаются между собой, выходя на галерею концерт-холла. Некоторые предпочитают выходить на открытые площадки, их не отпугивает даже небольшой дождь, который временами пробует моросить. Лица людей в деловых костюмах то сосредоточенны, то расплываются в улыбках. Это «кулуарное общение» занимает особое место в мероприятии. Люди делятся свежими новостями, новым опытом и т.д. Кто-то сменил должность, кто-то работу, кто-то начал новый проект, о котором пока не поделились со СМИ.

Евгений Садовой, который до этого долгое время был руководителем проекта по строительству зерновых терминалов компании UkrLandFarming, протягивает новую визитку – в сентябре он стал гендиректором компании «Дельта Вилмар». Много знакомых встречает Андрей Соколов, который до конца прошлого года руководил ГП «Херсонский морской торговый порт». На конференцию он пришел уже представителем компании «Старк Шиппинг» (портовое агентирование), в которой недавно занял должность руководителя по развитию.

Директор компании «Аскет Шиппинг» Денис Русин рассказывает о том, что компания начала работать на реке Днепр, где теперь есть «сеть собственных речных терминалов». Уже загрузили зерновыми грузами первое судно. В первой декаде cентября запланирована отгрузка трех речных судов, которые доставят грузы для дальнейшей рейдовой перегрузки на морские суда типа Panamax в Черном море.

Директор херсонского терминала «Максигрейн» Сергей Кривко рассказывает за чашкой кофе о том, что компания как раз находится «в стадии подписания договора» с «Нибулоном» – если до этого грузы доставлялись баржами типа УДП и ДМ на погрузку в Херсонский морской порт, то теперь будет возможность отправлять их на рейдовую перевалку на банку Трутаева. Также Кривко поделился планами в дальнейшем обзавестись собственным флотом река-море, «для погрузки крупных морских судов на рейдах других портов и в нейтральных водах».

Участники покидают здание концер-холла с «багажом» новых знаний и эмоций. На улице уже стемнело, машины разъезжаются по влажному от дождя асфальту.

https://ports.com.ua

Інші думки

Зв'язатися з нами

© Асоціація
виробників, переробників та експортерів зерна
, 1997-2018.
При цитуванні і використанні будь-яких
матеріалів посилання на Українську зернову
асоціацію обов'язкове. При використанні в
інтернет обов'язкове так само гіперпосилання
на http://uga.ua Розробка сайту